В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила ведомства правительство приняло ряд системных решений для повышения качества отечественного образования, а также для разрешения проблем высокой бюрократической нагрузки на педагогов и их нехватки в ряде регионов.
Председатель правительства констатировал, что «итоги обратной связи от родителей, учеников и студентов, учителей, преподавателей говорят о том, что остаётся достаточно большой запрос на повышение качества отечественного образования». Также «есть серьёзная проблема — высокая бюрократическая нагрузка на педагогов и их нехватка в целом ряде регионов». В связи с данными обстоятельствами «уже принят ряд системных решений по совершенствованию этой сферы».
По поручению Президента России разработан комплексный план действий, направленный на повышение качества преподавания математики и естественно-научных предметов во всех школах страны, а также перехода на более высокий уровень подготовки учителей этих дисциплин и устранения кадрового дефицита. План нацелен на то, чтобы молодые люди поступали в профильные вузы с хорошими знаниями и приходили работать на предприятия достаточно квалифицированными.
Запущен пилотный проект для совершенствования преподавания в вузах фундаментальных дисциплин: математики, медицины, естественных наук, инженерии, технологий. В его рамках сформирована соответствующая программа, установлены ключевые показатели оценки эффективности его мероприятий. Проект осуществляется в 50 передовых инженерных школах на базе ведущих университетов страны.
Глава кабмина напомнил, что в пилотном режиме на базе 6 российских вузов реализуется новая модель высшего образования: вместо бакалавриата и специалитета студенты получат базовое высшее образование, а вместо магистратуры будет специализированный уровень с углублённым изучением предметов по выбранному профилю.
По словам М. Мишустина, предстоит сформировать чёткую систему оценки качества образования, каждого его уровня. Для этого имеются все необходимые инструменты. В частности, Рособрнадзор разработал индекс оценки качества образования и аккредитационный мониторинг. Данные процедуры в этом году применялись впервые.
При этом глава правительства подчеркнул, что все подходы и решения, которые определятся сегодня в рамках проведения стратегической сессии, станут основой для дальнейшего формирования долгосрочной стратегии образования.
Комментируя итоги стратегической сессии по вопросам качества образования, Дмитрий Чернышенко, замглавы правительства РФ, сообщил о том, что по поручению Президента готовится Стратегия развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Её представят весной 2025 года. По его словам, это работа беспрецедентного масштаба: привлечены эксперты в области образования, педагоги, ректоры университетов, представители бизнеса и госкорпораций, учащиеся и молодёжь.
Сформировано 14 рабочих групп, которые прорабатывают следующие важные вопросы:
- развитие дошкольного, общего среднего и высшего образования,
- воспитание гармонично развитой личности,
- отдых и оздоровление детей.
Также чиновник сообщил о постоянном учёте обратной связи, которую получают через соцопросы или напрямую от граждан на портале госуслуг.
Система образования должна отвечать национальным целям и задачам, поставленным Президентом. В связи с этим в рамках нацпроекта «Кадры» до конца года будут сформированы отраслевые прогнозы потребности в кадрах.
Также Д. Чернышенко отметил тот факт, что сегодня Россия входит в десятку ведущих стран по уровню образования, в пятёрку лидеров по результатам международных школьных олимпиад и в топ-10 по объёму исследований и разработок.
В стране реализуются нацпроекты «Образование» и «Наука и университеты», программа «Профессионалитет», благодаря которым:
- построено более 1,5 тысячи новых школ,
- модернизировано 370 колледжей,
- открыто 8,4 тысячи лабораторий.
Кроме того, правительство продолжит создавать качественную образовательную инфраструктуру в рамках нового нацпроекта «Молодёжь и дети».