На прошедшей накануне международной онлайн-конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования» эксперты из более чем 20 стран обсудили самые острые проблемы, которые возникли перед школами в результате пандемии коронавируса.
- Одна из самых горячих новостей – обновлённый формат торжественных линеек для российских учеников 1 сентября.
Сергей Кравцов, министр просвещения РФ, в частности, рассказал: «Традиционно 1 сентября проходят линейки. По понятным причинам мы проведём их немного в другом формате. Дети и учителя придут в школы, начнётся образовательный процесс. Но с определенными требованиями, чтобы не допустить вспышек заболевания и обеспечить безопасность школьников и педагогов. У нас есть требования Роспотребнадзора, по которым массовые мероприятия в школах до 1 января следующего года не предусмотрены».
При этом министр не привёл подробностей относительно нового формата торжеств.
- С. Кравцов напомнил о разработке отечественной системы, аналогичной видеосервису ZOOM, которая уже была апробирована в ряде регионов России. Такая система необходима, поскольку «есть ситуации, когда школьник по каким-то причинам, например по болезни, не может присутствовать на уроках, но ему важно всё-таки материал не пропустить».
По его словам, было принято решение создать информационную госсистему «Цифровая образовательная среда», где будет верифицированный контент, соответствующий стандартам образования и удобный для использования в школах.
«Мы его разложим по четвертям, по полугодиям и всем темам, чтобы учитель в традиционном формате обучения мог использовать электронное проверенное содержание. Кроме того, мы увидели, что во многих школах слабый интернет. Поэтому у нас будет отдельная программа по доведению интернета до каждого класса. Мы готовимся к тому, что школы 1 сентября откроются в обычном формате. Полученный опыт и информационная система дополнят традиционное обучение. Ещё раз подчеркну, линейки будут – именно с них начнётся новый учебный год. Но они пройдут с учётом требований Роспотребнадзора», – пояснил министр.
- Также С. Кравцов напомнил о том, что в начале учебного года запланировано проведение диагностики знаний школьников. Она предполагает проверку уровня знаний, и «если возникнут проблемы после дистанционного обучения, то у нас готова программа помощи ученикам и учителям, чтобы ликвидировать пробелы и выровнять образовательные результаты».
Отметим, что в марте в России на дистанционную систему обучения в один момент перешли свыше 16 миллионов школьников из 40 тысяч учебных заведений. В силу различных условий в регионах были проблемы и с техникой, и с интернетом – многим ребятам понадобилась помощь.
Почти за 3 месяца «удалёнки» в рамках акции «Помоги учиться дома» удалось собрать и передать нуждающимся детям более 500 тысяч компьютеров, ноутбуков и планшетов. Кроме того, новую технику для дистанционного обучения получили свыше 80 тысяч российских учителей.
Помимо всего прочего, был создан проект «Моя школа online». Эта госпрограмма связала в единую систему традиционный учебник, онлайн-курсы и уроки по телевидению в единую систему.
Поздравив Россию с успешным прохождением одной из стадий возникшего кризиса, участник онлайн-конференции Андреас Шляйхер, директор по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития, отметил: «Современные цифровые технологии доказали, что школа – это не место и не здание, что «цифру» можно очень успешно применять в обучении».
При этом он добавил, что «это получилось далеко не у всех педагогов: в среднем в мире только у каждого второго. Россия по этому показателю среди лидеров Дании, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ: технологии для дистанционного обучения успешно использовали две трети российских учителей».