Учёные Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ) провели масштабное исследование, в котором приняли участие почти 3 тысячи старшеклассников из 50 регионов РФ. Эксперты узнавали у школьников, кому они готовы доверить своё образование.
Выяснилось, что учитель, по мнению учеников старших классов, должен уметь убеждать и понятно объяснять материал – такой ответ дали 91% опрошенных. По 66% учеников хотят, чтобы педагог обладал чувством юмора, а также справедливо относился ко всем без исключения, объективно оценивал и аргументировал отметки без эмоций.
Комментируя такие результаты, Леонид Илюшин, соавтор исследования и доцент СПбГУ, отметил: «Проблема в том, что эти качества остаются в тени базового педагогического образования и даже системы повышения квалификации. В основном студентов-педагогов учат, как проводить традиционный урок. Однако почти 70% подростков считают, что занятия, которые они выбирают сами, дают им больше, чем обязательные уроки. Причём речь идёт не о слабоуспевающих школьниках, а о тех, кто имеет серьёзные амбиции в плане учёбы».
Также учёные обратили внимание на то, что старшеклассники всё чаще стали задумываться над тем, для чего они учатся и зачем выполняют домашние задания. Иными словами, стремятся сделать своё образование более эффективным.
Однако образовательное учреждение является значимым конкурентом занятий вне школы в борьбе за основные ресурсы обучающегося (личное время, самостоятельная интеллектуальная активность, внимание). В результате такой борьбы ученик становится объектом манипулирования со стороны взрослых и начинает избегать излишней нагрузки, отказывается от познавательной активности и к одиннадцатому классу ощущает «школьную усталость».
Анастасия Азбель, доцент СПбГУ и другой соавтор исследования, полагает, что большинство педагогов, повторяя постоянно ученикам, что знания им пригодятся в будущем (на ЕГЭ, во взрослой жизни и т.д.), «обесценивают настоящий момент, сиюминутность». Подросток всё время чего-то ожидает и перестаёт жить «здесь и сейчас». Именно в этом, по мнению эксперта, и заключается уязвимость всей системы школьного образования.